Статьи Форекс. Форд городу: пропадите пропадом

Опубликовано 09.12.2009 в 22:53
форекс, сигналы форекс, forex, торговля
форекс,новости форекс
 

Спасение утопающего - дело рук тех, кто в этом не заинтересован...

"Форд городу: пропадите пропадом". Этот известный заголовок из Daily News появился после того, как президент Джеральд Рудольф Форд отказался помогать Нью-Йорку в октябре 1975 года, когда город был близок к банкротству. Через несколько недель Форд смягчил свою позицию. За этим затянувшимся броском спасательного круга лежал страх того, что дефолт Нью-Йорка может ударить по кредитам других городов и штатов, и, возможно, в целом Америки. 

Аналогичные опасения теперь слышны относительно ситуации Еврозоне, учитывая недавний прецедент задержки выплат по обязательствам Dubai World. То, что эта компания испытывала финансовые проблемы, было известно, но многие инвесторы полагали, что обязательства обеспечены правительством Дубая и, в конечном счете, богатым нефтью соседом Абу Даби.

Схожая неопределенность заметна и в странах евроблока. Если страны с шаткими государственными финансами, такие, как Греция, Ирландия и Испания, в какой-то момент не смогут рефинансировать свои долги, помогут ли им другие страны Еврозоны, у которых дела обстоят несколько лучше? Если нет, станет ли дефолт одной страны Еврозоны угрозой для жизнеспособности евро? 

Пока сигналов о неизбежном кризисе финансирования мало. Доходность по десятилетним правительственным облигациям Греции и Ирландии - две страны Еврозоны с наибольшим дефицитом бюджета - чуть ниже 5% (прим. Forexpf.Ru: на данный момент уже выше - 5.58% и 5.02% соответственно). Это выше, чем по аналогичным облигациям Германии, где она составляет 3.1%, но все же вряд ли говорит об отсутствии интереса со стороны покупателей. Когда инвесторы в последний раз были так сильно обеспокоены ситуацией с кредитами в Еврозоне (в марте этого года), страны все же были способны находить покупателей для своих облигаций. Греция, например, привлекла Е7.5 млрд. ($9.4 млрд.) путем выпуска одной серии десятилетних облигаций, хотя ей и пришлось предложить по ним доходность в шесть процентов.

Есть, однако, опасения, что такой аппетит к риску не сможет сохраняться вечно. Страны Еврозоны с наиболее хрупкими государственными финансами также отличаются высокими затратами на рабочую силу в расчете на единицу продукции. Слабая конкурентоспособность в части зарплат усложняет им задачу по достижению более высоких темпов роста и генерации налоговых доходов. Обычной панацеей от таких проблем является девальвации национальной валюты, но это не вариант, если страна входит в зону евро.

Хотя проблемы стран Еврозоны схожи, каждая из них встретила их по-своему. Памятуя о высоком объеме государственного долга, Италия воздержалась от использования фискальных мер как активного инструмента стимулирования экономики, и сумела удержать дефицит бюджета ниже среднего значения по Еврозоне. Ирландия ужесточила фискальную политику на 4%-5% от ВВП после того, как начался кризис.

Дальнейшего ужесточения следует ожидать с публикацией бюджета на 2010, хотя неопределенность относительно государственных расходов на помощь банкам сохраняется. Испания, тем временем, компенсирует фискальные стимулы путем повышения своего основного налога, НДС, в следующем году. Как и в Ирландии, цены в Испании за 12 месяцев до октября упали сильнее, чем в остальных странах Еврозоны, что является сигналом улучшения конкурентоспособности. 

Страной, выбивающейся из общей массы, является Греция. Даже в былые славные времена у нее наблюдался устойчивый дефицит бюджета. Новое правительство Греции в октябре заявило, что дефицит бюджета в этом году будет в два раза больше, чем было заявлено ранее. Правительство заявило, что в следующем году сократит дефицит до 9.1% от ВВП. Однако давление со стороны министров финансов стран Еврозоны, желающих более активных действий, нарастает: в феврале они встречаются, чтобы одобрить новый план Греции по исправлению ситуации с финансами, который должен быть представлен Европейской Комиссии в этом месяце.

Некоторые думают, что проблема является лишь проблемой Греции. В конце концов, договор, ставший основой для создания евро, содержит пункт о неоказании помощи, который запрещает одной стране принимать на себя обязательства другой. Это позволяет говорить о том, что государственные финансы Греции - вопрос, касающийся только нее и ее кредиторов.

Любое обещание или молчаливый намек на помощь со стороны других стран лишь приведет к еще большему расточительству (предположение, которое отражает первоначальную позицию Форда по вопросу Нью-Йорка). В целом дефолт Греции или иной другой страны Еврозоны не будет угрожать евро в большей степени, чем дефолт Нью-Йорка в 1975 или Калифорнии в наши дни угрожал бы доллару. Действительно, членство в Еврозоне поможет сделать реструктурирование обязательств более спокойным процессом, поскольку в данном случае валютный риск устраняется. 

Подобный аргумент выглядит достаточно весомым, однако история с Нью-Йорком указывает на то, что реальность никогда не бывает такой красивой, как теория. Город был на грани банкротства, когда его просьбы о помощи не встретили отклика со стороны федерального правительства. Его, в конечном итоге, спасло беспокойство относительно возможных последствий в форме банкротств банков и роста стоимости заимствований для субъектов экономики США.

Тем не менее, федеральная помощь носила карательный характер. Некоторые держатели долговых бумаг не получили свои деньги сразу - имел место технический дефолт. Городу пришлось сократить государственные услуги, рабочие места, задержать платежи, отказаться от капитальных проектов и увеличить налоги, чтобы обеспечить последующую выплату федеральных кредитов. Подобное затягивание поясов выглядело необходимым даже за несколько месяцев до спасения. Когда же спасение пришло, президент мог заявить, что Нью-Йорк сам себя спас.

Легко представить себе схожий вид жесткого спасения, в случае если страна-член Еврозоны станет испытывать проблемы. Условия сделки будут зависеть от того же баланса страхов: с одной стороны, страха того, что проблема может быстро сказаться на какой-нибудь крупной стране, такой, как Италия, или на банках Еврозоны; с другой, страхах просителя относительно того, что ему будет закрыт доступ к иностранным финансам.

Процесс будет носить хаотичный характер: некоторые долги не будут выплачены вовремя. Правительствам стран, оказывающих помощь, будет сложно все безболезненно для себя объяснить избирателям, если только ставки по кредитам "утопающему" не будут карательно высоки.

Подобное жесткое спасение, однако, все же будет предполагать необходимость наличия достаточных средств. Учитывая положение государственных финансов даже в более стабильных странах, таких, как Франция, этого гарантировать нельзя. Германия в этом плане выглядит более подготовленной, но она не захочет действовать в одиночку. Сможет ли страна-банкрот остаться в зоне евро?

Сложно представить себе, что она выйдет из ее состава. Страна, только что потерявшая доверие инвесторов в своей фискальной надежности, вряд ли сможет построить заслуживающую доверия денежно-кредитную систему с нуля. Также не видно явной возможности выдворить банкрота из состава Еврозоны, учитывая, что членство в этом союзе является окончательным.

Как сильно пострадает репутация евро в случае банкротства одной из стран Еврозоны, будет зависеть от ситуации с государственными финансами в других регионах: если у США также будут проблемы, доллар может быть воспринят как не столь уж привлекательный актив. Если текущие свидетельства негативного влияния сильного евро могут послужить сигналом, то члены Еврозоны очень бы даже приветствовали ослабление единой валюты. 

По материалам печатного издания The Economist

Комментарии

Всего комментариев: 0
avatar
На ряду с высокой прибольностью, операции на рынке Форекс содержат в себе высокий уровень риска. Будьте внимательны!
Использование материалов сайта возможно только при наличии прямой активной ссылки на analitika-forex.ru